Медиаметрикс: "ИТ-образование"


14 сентября 2017 года
директор Центра развития ИТ-образования Алексей Малеев и Ольга Августан - директор департамента образования и исследований Mail.Ru стали гостями эфира программы «Цепная реакция» на радио "Медиаметрикс".

Источник: http://radio.mediametrics.ru/chain_reaction/52409/
Ведущая: Добрый вечер! В эфире канал Медиаметрикс, программа «Цепная реакция», ведущая Екатерина Скутина. Высшее образование традиционно считается плацдармом для подготовки специалистов в области IT. Сегодня в прямом эфире программы мы поговорим о проблемах и перспективах IT-образования. В гости к нам пришли Алексей Малеев, директор Центра развития ИТ-образования МФТИ, и Ольга Августан, директор департамента образования и исследований Mail.Ru. Добрый вечер! Предлагаю эфир начать вот с такого вопроса: на носу сентябрь, студенты пошли учиться, интересует, какой был конкурс на факультеты направления IT? Алексей, наверное, вопрос к тебе.
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Мы понимаем, что в современном мире растет спрос на IT не только в образовании, но и в технологиях: каждый день у нас все больше и больше автоматизированных вещей в жизни. И, конечно же, школьники потянулись в эту отрасль. Могу сказать, что не так давно, лет 5-6 назад, мы запустили на физтехе программы, связанные с Computer Science, и конкурс туда стал уже раза в 3 больше, чем наш стандартный конкурс – у нас он около 6 человек на место. Это показывает интерес к данному направлению.
Ведущая: А какие направления еще более востребованы, кроме тех, которые ты сейчас озвучил? Может быть, Ольга, вы нам об этих направлениях расскажете.
ОЛЬГА АВГУСТАН: Мы в компании работаем и со школьной аудиторией и, как и Алексей, отмечаем, что интерес растет и растет узнаваемость профессии школьниками. Если раньше школьники говорили только об одной профессии, которая объединяла, наверное, все направления – это разработчик, еще знали Team Lead, сейчас выбирают более осознанно, разбираются в направлениях, уже знают, например, что есть мобильная разработка, что есть направление работы с большими данными. И, конечно же, выбирают специфику обучения в зависимости от того, куда они хотят, и где они планируют дальше выстраивать свою карьеру.
Ведущая: А вот с точки зрения подготовки кадров: насколько сейчас уровень подготовки соответствует тем рабочим местам, которые они в дальнейшем занимают?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Вопрос сложный, нужно смотреть на разные сегменты. Мне кажется, что в целом, причем это не только российская проблема, но проблема мировая, мы видим, что на рынке кадров спрос на IT-специалистов сейчас выше, чем предложение – чем то, сколько людей на этот рынок ежегодно выходит. И как следствие, у нас зарплаты в этой области выше среднего, несмотря на регионы или на страну. Почему так происходит? Динамика отрасли относительно большая, все развивается довольно быстро и, как следствие, в университетах не хватает квалифицированных людей, которые бы готовили специалистов. Соответственно, получается разрыв между нашими выпускниками и востребованностью кадров в индустрии, вот этот разрыв порождает разницу в зарплатах. Опять же, лучшие уходят из университета, в университете некому учить – и этот процесс зацикливается. Такая глобальная, на мой взгляд, сложность сегодня.
Ведущая: А как бизнес смотрит на эту проблему?
ОЛЬГА АВГУСТАН: В любом случае, компетенции студентов растут с каждым годом. Стоит отметить, что во всех ведущих вузах меняется состав преподавателей, уровень подготовки. Плюс университет, конечно, дает базу – очень хорошее образование, умение мыслить в правильном ключе. Действительно, тут соглашусь с Алексеем: зачастую, когда ребята приходят в компанию, первая проблема, с которой сталкивается бизнес, – это то, что они не представляют, что стоит за реальными задачами в профессии, какие сейчас используются технологии, какие технологии актуальны, как им придется выстраивать свою работу, в каком направлении развиваться, потому что, естественно, что с точки зрения базового образования в вузе у них нет такой специализации, т.е. нет возможности посмотреть, потрогать реальные боевые задачи, пообщаться с экспертами и выбрать то направление, в котором они хотят развиваться. Конечно, часто бывает, что в течение полугода человека выбирает совершенно другое направление, а тут уже и деньги потеряны и на адаптацию, и на привлечение, а студент разочаровывается в профессии. Но и второй момент – то ключевое, что меняется сейчас: это уровень не только знаний, но и soft skills студентов, когда студент должен не только хорошо разбираться в веб-разработке или в той специализации, которую он выбрал, но и обладать критическим мышлением, уметь доводить начатое до конца, уметь работать в команде – это тоже критически важно, потому что в принципе сейчас вся сфера IT построена на том, что приходится работать в команде. Это, конечно, умение быстро, правильно и нестандартно подходить к задачам. Срок разработки в IT очень высок, темп огромнейший, и, конечно, тут недостаточно просто идти по накатанной, т.к. алгоритм постоянно меняется, и студент должен быть готов к такому темпу и должен быть готов решать именно такие задачи.
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: На мой взгляд, чтобы соответствовать этим критериям, университетам нужны квалифицированные преподаватели. И это может быть одна из главнейших наших задач - сохранять наши кадры, сохранять наших лучших выпускников, чтобы они готовили следующих студентов. Если говорить про сегмент элитного образования, у нас есть хорошие университеты и это подтверждается различными критериями и рейтингами. Например, рейтинг Superjob регулярно индексирует зарплаты молодых выпускников (они берут выпускников от года до трех). В этом рейтинге лидирует несколько университетов, среди них уже несколько лет физтех на первом месте с уровнем зарплат у молодых выпускников от 130 тысяч рублей. Мне кажется, хорошая зарплата. Т.е. есть вузы, в которых этот процесс поставлен и, конечно, это происходит преимущественно во взаимодействии с бизнесом. Например, с Mail.Ru Group у нас есть замечательный совместный проект. Ольга расскажет сейчас про другие университеты. Мы пытаемся привлечь новые компетенции в университет из компаний (эти компетенции, конечно, приходят вместе с людьми) и складываем такую проектную деятельность, где ребята не просто учатся, но и запускают свои проекты в командах. У них развиваются не только профессиональные навыки, но разные soft skills и социальные навыки. И, в конечном счете, они не просто получают компетенции, востребованные на рынке, но и видят вектор развития индустрии.
Ведущая: Ты говоришь, что это элитное образование. Элитное, т.е. оно стоит дороже, чем в других университетах. Или под элитным ты подразумеваешь не только цену образования?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Если мы говорим о российской действительности, то большинство студентов у нас учатся на бюджетной форме, и, благодаря взаимодействию с бизнесом, для них мы можем эти продукты сделать бесплатными. Но, конечно, себестоимость их с точки зрения образовательного процесса крайне высока.
Ведущая: Вернемся к первому вопросу. На факультет, где помимо фундаментального образования, тебе дают еще дополнительные возможности работать с бизнесом, какой конкурс?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: На физтехе у нас есть целая школа (мы слили несколько факультетов в одну школу) прикладной математики и информатики, где собраны сейчас все основные компетенции по Computer Science, конкурс туда около 6 человек на место. Но главное - как мы строили эту программу. А строили мы эту программу сразу же в связке с ведущим бизнесом.
Ведущая: А с какого года начали строить?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Я думаю, где-то в 2009-2010 году мы начали выстраивать новый цикл. Есть такое понятие «система Физтеха». Физтех не очень стандартный университет: у нас есть четыре отличия, которые нас кардинально отличают от классического университета.
Ведущая: Называй!
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Первое – мы ведем очень много работы по привлечению и отбору сильнейших школьников со всей страны. Это исторически стартовало в 1946 году, тогда еще Физтех был факультетом Московского государственного университета, но уже тогда, в то непростое послевоенное время, университету разрешили делать выездные приемные комиссии. Нужно представлять тогдашний низкий уровень мобильности населения: нельзя было, как сегодня, поехать в Нижний Новгород просто на выходные и вернуться обратно в Москву. Сегодня это школы для школьников, это олимпиады. Если говорить про информатику, мы проводим три олимпиады, которые включены в перечень Российских олимпиад школьников. Одна из них - это совместная с Mail.Ru Group и МГТУ им. Баумана. Эту олимпиаду, как и все другие, мы обязательно проводим в кооперации с академическим сообществом университетов и с индустриальными партнерами. Олимпиада называется «Технокубок». Точную цифру не назову, но около 3-4 тысяч школьников по всей стране приняли участие в отборочных этапах.
ОЛЬГА АВГУСТАН: Поправлю – 6 тысяч.
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Вот видите, я уже не всегда успеваю за ростом наших проектов.
Ведущая: Школьники должны были зарегистрироваться, куда-то приехать? Как проходили отборы?
ОЛЬГА АВГУСТАН: В олимпиаде две составляющие. Первый, отборочный – это полностью онлайн этап для того, чтобы могли участвовать ребята со всей России, без привязки к какому-то конкретному региону. Было 3 отборочных этапа в разное время, мы учитывали, в том числе, и часовые пояса, чтобы школьники могли совместить это с учебой и не ночью решать задания. И уже в марте, после того, как были выбраны лучшие, и был составлен рейтинг, проводился очный этап как раз в Долгопрудном, в МФТИ, в Москве, в МГТУ им. Баумана.
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Лучшие ребята получают льготы: это либо 100 баллов за ЕГЭ, либо поступление сразу без экзаменов в эти университеты. Вы понимаете, что конкурс там колоссальный! Из этих 6 тысяч мы наградили дипломами около 100 человек.
ОЛЬГА АВГУСТАН: Конкурс был огромный. И даже для тех, кто участвовал с 8, с 9 класса, т.е. тех, кто еще не поступает в этом году, это возможность оценить свои знания, посмотреть на уровень, подготовиться дополнительно и поучаствовать на следующий год. Уже в 2017 году мы запускаем новый этап, новый раунд, новый учебный год. И та часть ребят, кто участвовал в прошлом году, и не смог занять призовые места, будет участвовать повторно.
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Еще мы проводим различные лагеря для школьников. Учебный лагерь примерно на две недели, когда мы отбираем со всей страны лучших ребят и они приезжают и учатся. Наша задача – зарядить их неким импульсом.
Ведущая: А где они учатся?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Мы начинали, конечно, с нашего кампуса, в Долгопрудном, у нас уникальный на постсоветском пространстве кампус, один из первых тогда заложенных, – вне большого города, по западному образцу: он далеко от центра, все компактно, два больших квартала – один студенческий городок, другой – учебные корпуса. Тут тихая, спокойная атмосфера, располагает учиться.
Ведущая: Сколько человек вмещает лагерь?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Мы провели в этом году рекордный лагерь – принимали до 300 школьников одновременно. Для нас это было непросто - большая нагрузка на инфраструктуру. Кроме того, этим летом мы по модели образовательной франшизы запустили лагерь в партнерстве с Казанским федеральным университетом в Казани. И это дало возможность школьникам выбирать, куда поехать. И я всячески советовал, например, москвичам выбирать Казань: они живут в Москве, знают свой родной город, а тут есть возможность посмотреть Казань – город с богатыми традициями.
Ведущая: Эти школьники на каких условиях приезжают – по конкурсу, бесплатно или там какая-то денежка?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Конечно, у нас есть проекты, которые работают полностью без поддержки государства, т.е. на самоокупаемости, когда есть взносы, в основном от родителей. Взносы покрывают учебную программу, полный пансион. Но у нас предусмотрена система скидок, особенно для ребят, которые выиграли олимпиады, например, «Технокубок» - для них цена существенно падает. И, конечно, есть скидки для ребят из многодетных семей или семей, которые отправляют в лагерь одновременно двух детей.
Ведущая: Вы очень плотно работаете со школьниками, но отмечаете проблемы на студенческой скамье…
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Я начал говорить про четыре камня в основании Физтеха. Работа со школьниками – один из четырех. Второй – это наша бакалаврская программа, т.е. программа для наших младших курсов. Ее мы обязательно формируем вместе со специалистами, которые не являются классическими педагогами - они не доценты, не профессора…
Ведущая: Они из бизнеса и преподают, правильно?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Если про IT говорить, то это специалисты из разработки. Например, в «Технотреке» у нас преподают профессиональные разработчики из Mail.ru. Они приезжают вести занятия со студентами к нам на кампус - по утрам или по вечерам, когда у них есть возможность. Это те люди, которые сегодня разрабатывают передовые алгоритмы. И они тратят полдня в неделю или четверть времени на преподавание. Такая особенность. Причем, мы стараемся взаимодействовать с разными компаниями, список большой: Яндекс, ABBYY, 1С, Kaspersky Lab, Huawei, Parallels, Acronis и т.д - я точно не перечислю всех за раз. Это был второй камень. Третий – это очень интенсивная подготовка. У ребят просто физически много занятий в день. Тот же «Технотрек» мы построили по формату дополнительного вечернего образования. Представьте, у них есть обязательные занятия с 9 до 5, а по вечерам они еще 2-3 часа что-то учат, а потом еще надо сделать все домашние задания.
Ведущая: Не щадите детей вообще никак, студентов…
ОЛЬГА АВГУСТАН: Студенты говорят, на самом деле, что это лучшая школа тайм-менеджмента, когда они успевают учиться в вузе, учиться в рамках программ дополнительного образования и еще жить своей студенческой жизнью. И многие из них, когда выходят на стажировку, понимают, что это самая лучшая школа ответственности, самостоятельности и серьезного подхода к жизни.
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Ну и последний камень – это выпускающие кафедры, связанные с базовыми организациями (я перечислил несколько компаний). Студенты, начиная со старших курсов, там учатся и они свою выпускную работу делают в реальной команде и в реальном проекте. Т.е. они приходят в коллектив, у которого есть реальная задача, через неделю/месяц выходящая в релиз, и их включают в эту команду. Точно также наш «Технотрек» вместе с Mail.ru: наши ребята последний семестр делают проект, который потом защищают перед первыми лицами компаниями. Вот, Ольге, наверное, интересно рассказать про защиты, как они проходят.
ОЛЬГА АВГУСТАН: Да, я, наверное, дополню, расскажу про формат, как это построено. Кроме МФТИ, сейчас есть уже 5 вузов (4 в Москве и 1 в Питере), в которых есть наши программы дополнительного образования. Все они построены по одному принципу. Тут я хочу согласиться с Алексеем: действительно, уровень преподавателей в первую очередь влияет на те знания, которые получают студенты, поэтому все наши преподаватели – это сотрудники компании, которые готовятся практически целое лето, если мы говорим об учебном годе, начавшемся в сентябре, готовят материалы, готовят дисциплины для того, чтобы дать студентам актуальные знания. И, конечно же, занятия проходят для ребят в вечернее время - они могут совмещать это с учебой. У нас есть два учебных формата: это двухгодовая программа, где ребята каждый семестр проходят три-четыре дисциплины, и семестровые курсы, когда в течение семестра изучается какая-то специализация. Ну и, конечно, да, если говорить про защиту проекта, то для ребят это возможность создать готовый продукт, который можно показать не только с точки зрения технической сложности, но и с точки зрения завершенности - возможности использовать уже завтра. Например, в этой защите у нас многие ребята представляли социально-значимые продукты. Один из наших проектов был совместно с нашим подразделением “Одноклассников”: ребята к 9 мая сделали приложение, в которое можно было загрузить черно-белую фотографию и раскрасить ее, перевести в цветной формат. Там было более миллиона загрузок фотографий, более миллиона результатов. Естественно, для ребят это был не просто учебный проект, а самый настоящий боевой.
Ведущая: Бывают ли случаи, когда после прохождения всех этих ступеней, студенты уезжают из страны? Есть ли какая-то динамика «уезда»? Отслеживаете?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Это очень интересный вопрос. К сожалению, в СМИ мы часто слышим (и даже инициативы в Госдуме на этот счет какие-то проходят), что мы готовим хороших выпускников, и все они уезжают на Запад, что мы занимаемся не то, чтобы бесполезной, а даже какой-то вредительской работой. К счастью, это не так. Тот же рейтинг Superjob, о котором я говорил, посчитал процент выпускников, которые остаются в городе по месту учебы…
Ведущая: Какой критерий подсчета был? Как посчитали? Выпускников, которые имеют красные дипломы?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Нет, общее число выпускников - масса, процент. Например, про Физтех часто говорят, что это подготовка кадров для MIT, для Caltech’а, но почему-то рейтинги нам говорят, что 80% выпускников остается конкретно в Москве, не считая тех, кто вернулся в регионы - так устроена наша образовательная модель.
Ведущая: Какой процент из них выдающихся выпускников, отличников - людей, у которых видится светлое будущее? Столько же, 20%, да? Вот это интересно посмотреть: столько закончило, столько осталось, столько уехало в регион, столько-то поехало за границу. А сколько из этого общества количества студенты, которые закончили очень хорошо, на красные дипломы?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Про своих ребят, выпускников Физтеха, я могу точно сказать, что они лидируют в рейтинге, они востребованы всюду. Лидируют по зарплатам в Москве – это один из показателей. Есть и другие показатели. Почему, например, на олимпиаде они выступают лучше, чем MIT, Caltech и другие 2,5 тысячи университетов мира? Они понимают, что они могут претендовать на любую позицию в мире.
Ведущая: Несмотря даже на те проблемы, о которых ты говорил?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Это очень хороший вопрос.
Ведущая: Я напомню, что проблемы – это неквалифицированные преподаватели.
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Мы начали с массового образования в области IT, а дальше начали говорить, что есть еще элитное. Ольга перечислила: это и МГТУ им. Баумана, МИФИ, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа экономики. И в регионах у нас есть хорошие ВУЗы - у нас много где уровень подготовки существенно выше среднего, это можно назвать элитой. Эти выпускники превосходят многих выпускников зарубежных университетов.
Хотелось бы еще рассказать об олимпиаде ICPC (International Collegiate Programming Contest) - это студенческая олимпиада, которая охватила, как мне кажется, всех студентов в мире, обучающихся на близких к IT или техническим специальностях. Ежегодно в ней участвуют, по статистике, около 300 тысяч студентов из 3-4 тысяч вузов мира. Этот чемпионат родился в Америке, примерно в 70 году, это их официальная статистика. ICPC - это выработанный стандарт олимпиадного программирования, мы привыкли к нему. Это как правила игры в футбол: нас ведь не удивляет, что в футбол играют именно таким образом, вот и в программировании соревнуются именно так. Так вот, на олимпиадах ICPC российские студенты завоевывают медали чаще, чем все остальные студенты мира. Чемпионат проходит в несколько этапов, в финал выходит около 120 университетов, из них медалями награждается 12 команд: из них 4 золотых, 4 серебряных, 4 бронзовых (примерно с 2000 года стали раздавать такое число медалей). Если посмотреть на золотые медали: наши студенты за эти годы завоевали 30, потом идет вся Европа целиком – 15, дальше китайцы – 12 и США – 5.
Ведущая: Я прямо горжусь нашими ребятами!
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: И, отвечая на вопрос, почему они уезжают или не уезжают, они понимают, что их возьмут всюду. И для них главный критерий – это интересные задачи. Они остаются там, где им интересно. Это в меньшей степени связано с деньгами, а в большей степени с тем, что они могут заниматься любимым делом.
Ведущая: А как обстоят дела с социальным лифтом вообще? Насколько выпускник мог прийти в компанию и подняться на высокий уровень?
ОЛЬГА АВГУСТАН: Ну в сфере IT, наверное,самый быстрый социальный лифт…
Ведущая: Чтобы не терять таких выдающихся студентов - специалистов, которые потом понимают специфику своего существования в этом мире, могут выбирать, на нашем рынке созданы условия, чтобы им вырасти, правильно я понимаю?
ОЛЬГА АВГУСТАН: IT - это как раз та сфера, где нет жесткого возрастного ценза, нет порога вхождения на должность руководителя. И в среднем у нас даже по компании где-то за год ребята существенно вырастают в позиции. У нас в компании есть позиция мидл - по знаниям она соотносятся с теми, кто приходят с рынка. В среднем, спустя два года, ребята перерастают в team lead, руководителей команды. Есть кейсы, когда ребята становятся team lead новых проектов, когда полностью под себя собирают или стажеров или команды из других департаментов.
Ведущая: Один из вопросов: где же потолок? Вот вырос он и что, а другое же поколение тоже подрастает, им же тоже нужно куда-то идти. Ну вот новые проекты, новые команды создаются, правильно?
ОЛЬГА АВГУСТАН: Да, создаются новые проекты, новые команды.
Ведущая: А как легко вообще попасть в Мейл? Если, например, не повезло, не поступил, либо просто студент решил остаться у себя в университете, но университет не входит в какой-то топ, но он закончил его с отличием, приехал не по рекомендациям Алексея, потому что учился у него на факультете, а вот просто к вам, из любого региона. Насколько легко устроиться на работу?
ОЛЬГА АВГУСТАН: На самом деле, очень сложно. Потому что сейчас на позиции разработчиков мы берем только выпускников своих образовательных проектов (6 лет как программа существует). И конкурс огромнейший: средний от 5 до 9 человек на место, чтобы попасть учиться на проект.
Ведущая: А зарплаты вы расскажете, интересно? Вот сколько самое начинающее звено получает?
ОЛЬГА АВГУСТАН: К сожалению, не могу этого сказать, но она достаточно рыночная. Плюс у нас формат стажировки не совсем привычный, когда есть зимний или летний вариант. Нет, у нас ребята приходят сразу на боевые задачи, на работу, на полноценную занятость, единственное отличие - они работают только 20 часов в неделю и это дает возможность совмещать работу с учебой в вузе, с учебой в рамках проекта.
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Многим студентам, кого Mail не взял, мы рекомендуем заниматься своими собственными проектами, тогда можно сразу начинать с позиции SEO.
[смеются]
ОЛЬГА АВГУСТАН: Интересный, кстати, момент. В рамках программы у нас есть продуктовые курсы, где ребят учат разрабатывать проекты, оценивать монетизацию, продумывать каналы продвижения. И особенно на Физтехе очень сильно заметно, что с каждым годом становится все больше интересных идей, которые ребята стараются реализовывать.
Ведущая: В общем, Mail.ru Group занимается тем, что все хорошие кадры и идеи с рынка берет к себе под крыло, правильно? Или ты не всех отдаешь, Алексей?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Они же не втягивают их в Mail.ru. Они помогают запуститься и начать свою яркую полноценную жизнь.
ОЛЬГА АВГУСТАН: Могу сказать цифры, мне просто часто задают этот вопрос. У нас конкурс в среднем 5-9 человек на место. В течение семестра (сейчас как раз у нас стартовал осенний семестр) учится 1400 студентов в потоке во всех вузах - получается 3000 в год. Из них около 600 мы выпускаем, и 80 стажеров мы берем к себе в компанию.
Ведущая: 3000, но только 600 выпускается, как-то математика не сходится. А остальные куда делись?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Это хороший показатель с точки зрения образовательного проекта, потому что это означает, что Mail.ru не занимается скрытым хантингом через свои программы: одну лекцию прочли, всех, кто понравился, отобрали, дали им офер, надели наручники, кандалы, и все - он в рабстве у этой компании. Нет, Mail.ru занимается образованием! И это развивает, на мой взгляд, не только отдельную компанию, это развивает весь рынок. Ребята получают возможность получить эти компетенции, они становятся на рынке труда, во-первых, востребованнее, а, во-вторых, перед ними гораздо шире открываются горизонты.
ОЛЬГА АВГУСТАН: Меня эти цифры не удивляют, потому что в рамках проекта у нас посещение не обязательно. Для студентов есть дополнительная возможность выбрать свое направление. В МФТИ у нас есть специализация мобильные разработки, но при этом есть направления по безопасности, по тестированию, по веб-разработке. Когда студенты сталкиваются с реальными задачами, это дает им возможность посмотреть, что же стоит за той или иной профессией. Часто бывает, что ребята приходят на мобильную разработку, но потом идут на безопасность или занимаются тестированием, т.е. каждый выбирает свое направление.
Ведущая: Хотелось бы еще затронуть тему экспорта российского образовательного продукта. Что у нас есть?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Я говорил, что российская школа олимпиадного программирования - признанный лидер в мире. Я также отмечал, сколько наши ребята выиграли медалей за последнее время. И мы, понимая наше некое превосходство в этой области, задались вопросом: как нам экспортировать этот образовательный продукт? Мы создали проект под названием Moscow Workshops ACM ICPC - сеть тренировочных лагерей, где мы готовим, в частности, к этой олимпиаде ACM ICPC, даем алгоритмическую подготовку. Почему это российский продукт? Потому что в качестве тренеров мы приглашаем российских тренеров. Кто идеальный тренер? Это тот, кто сегодня лучше всех, а это вчерашний чемпион - выпускник наших университетов. Поэтому приглашаем наших молодых выпускников вести эти занятия. Тренеры могут сегодня жить в разных городах, даже в разных странах, кто-то из них остался в университете, кто-то пошел в индустрию, кто-то запустил собственный стартап, как мы говорили, но им всем интересно пообщаться между собой и передать какие-то навыки следующему поколению.
Мы запустили такие двухнедельные лагеря сперва на кампусе Физтеха, потом стали открытыми для всего мира, сделали английский язык рабочим (понятно, нам надо как-то друг с другом коммуницировать). Дальше стали запускать эти лагеря (опять же по формату образовательной франшизы) в других странах. Буквально через неделю, 27 сентября, у нас начнется уже второй кэмп в Барселоне. Мы выбираем хороших партнеров-хост. В Барселоне это Harbour.Space University - молодой активный университет, он растет, он активно влился в этот процесс. Мы привозим туда свою методику и учим ребят. Еще один лагерь мы запустили этим летом в Белоруссии. Суммарно к нам приезжают ребята из более чем 40 стран и более 100 университетов, причем зачастую это такие университеты, в которые многие наши соотечественники с удовольствием готовы поехать, а на самом деле, студенты этих вузов платят - для них это программа платная - чтобы попасть в наши тренировочные лагеря.
Ведущая: А для российских студентов платная?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Российским студентам часто помогают либо спонсоры, либо университеты.
Ведущая: Что входит в этот двухнедельный курс или лагерь?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Это тренировочный лагерь. Мы очень много даем им практики, они решают много задач. Для того, чтобы быть в тренде, надо решать задачи, которые с каждым годом становятся все сложнее и сложнее. Чтобы зарабатывать медали, нужно каждому повышать свой уровень, расти относительно себя вчерашнего и относительно уровня всех остальных. Лагерь проходит две недели. У нас есть, конечно, и лекции: мы с удовольствием приглашаем партнеров из индустрии, из Mail.ru к нам приезжают ребята, причем это разные по своим профессиям люди – есть и разработчики, и архитекторы разных продуктов, и люди из маркетинга, которые рассказывают, как живет отрасль.
Ведущая: По итогам что они получают?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: По итогам они выигрывают олимпиады. Т.е. наш сертификат мы, конечно, с удовольствием выдаем, но сертификат - не главное.
Ведущая: После вашего учебного лагеря студенты поехали на олимпиады и выиграли, вы отслеживаете статистику? Просто ты говоришь: они выигрывают олимпиады…
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Я сейчас скажу статистику: второй год подряд среди 12 сильнейших вузов мира, которые входят на пьедестал и завоевывают медали, 8 учились в наших лагерях. Но только хочу отметить, что не только мы учили их, они учились в разных местах, у разных преподавателей.
Ведущая: Вот это показатель! Вот это сильно!
ОЛЬГА АВГУСТАН: Тут стоит отметить, что это не быстрый результат. Когда ты только приходишь в сферу олимпиадного программирования, естественно должно пройти время, чтобы набраться опыта, для того, чтобы оценить свой уровень и прокачать его и, конечно, это очень отложенный результат, но будущие победители воспитываются уже сейчас.
Ведущая: Хотелось бы еще спросить, какая работа ведется государством в этом направлении – в направлении экспорта образовательных продуктов?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Тот продукт, который я описал, он новый. Мне кажется, мы пытаемся создать среду, выстроить такую сеть, которая бы совместила туризм и учебу: все любят путешествовать, все понимают, что нужно учиться, и многие с удовольствием это делают. Как пример с Казанью. Молодые люди могут ездить в разные города и узнавать что-то, но при этом обязательно учиться. Все они учатся в русской школе – это значит, что они не только получают прикладные навыки, а значит, что происходит обмен культурными ценностями, просто общечеловеческими ценностями. Если какие-то мероприятия происходят у нас, в Москве, мы с удовольствием ведем ребят в Третьяковскую галерею или в Концертный зал им. Чайковского и, мне кажется, это важно и на национальном уровне, потому что завтра- послезавтра они создадут новую экономику - Facebook 2.0, Google 2.0, Яндекс 2.0, Мейл 2.0, но мы с ними будем общаться на одном языке.
Ведущая: Это важно. К сожалению, программа подходит к концу. В конце программы традиционно хотелось бы поговорить о будущем. В ваших глазах: какое будущее у ИТ-образования? Ну отмерьте сами – 5 лет с точки зрения бизнеса, 10-15 лет -что с ним будет? Алексей, с тебя, как с человека, который внутри…
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Мне кажется, что в ближайшие 100 лет, IT-образование…
Ведущая: 100? Ничего себе ты замахнулся!
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: ...ближайшие 100 лет IT-образование будет востребовано. Ответ очень простой. Наш мир меняется, у нас с каждым днем становится все больше и больше автоматических приспособлений, начиная от каких-то простейших до развития роботов. Мы знаем, что уже сегодня есть автомобили с автопилотом. Это же все программирование! Сложно себе представить предел автоматизации.
ОЛЬГА АВГУСТАН: Я тут как раз поспорю. Я каждый год работаю с преподавателями, работаю со студентами. Для меня будущее – это микс технологий, когда офлайн интегрируется с онлайн обучением, очень сильным комьюнити, когда создается русская школа, когда происходит не только обучение внутри, но постепенно приходят новые преподаватели. Я за этим вижу будущее. Преподавателей – тех людей, которые будут в этом заинтересованы лично, из бизнеса, из сферы ИТ, - их с каждым годом будет становится все больше, вузовское образование будет все больше дополняться прикладными навыками, и, конечно, студенты будут уже более подготовлены к реальным задачам и более подготовлены к будущим профессиями.
Ведущая: Это как желание выглядит!
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Но это подтверждает, что IT-образование не умрет через 100 лет!
ОЛЬГА АВГУСТАН: Не умрет через 100 лет и, конечно, инициативы с вузами, интеграция с новыми партнерами - все для того, чтобы это будущее стало реальностью как можно быстрее...
Ведущая: ...для того, чтобы поддержать подрастающее поколение, чтобы направить их в нужное русло, с нужными людьми, с нужными знаниями. На этом наша программа заканчивается, спасибо вам большое, что были с нами этим вечером, рассказали об очень интересном альтернативном, дополнительном образовании, которое можно получать вне наших вузов. То, что ты, Алексей, говоришь о Moscow Workshops – это очень интересная штука. На секунду, как легко туда попасть, что нужно сделать?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Туда нужно просто приехать и понять, на сколько ваш уровень соответствует. Нужно на сайте зарегистрироваться и приехать либо в Долгопрудный, либо в Барселону, либо...
Ведущая: ...либо просто найти тебя, Алексея Малеева, на Фейсбуке, и написать тебе?
АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ: Пожалуйста, ищите.
Ведущая: На этом программа заканчивается, спасибо вам большое! На самом деле, образование – очень важная штука, читайте, учитесь, и приходите повышать свою квалификацию, вот, например, к Алексею Малееву!