МЕЛ: "Они впервые видят настоящий кампус, крутых преподов — всё, о чём им не расскажут в школе"

7августа 2017 года

Автор: Настя Кувшинова

Как готовят олимпиадников в Летней школе МФТИ

Одни школьники из России завоевали шесть медалей (золото, три серебра и две бронзы) на международной олимпиаде по математике в Бразилии. Другие привезли пять золотых медалей с соревнований по физике из Индонезии. Третьи отлично выступили на олимпиаде по информатике в Иране. Соцсети пестрят новостями об этом, но странно: почти никто не рассказывает о крутых отечественных образовательных проектах. «Мел» решил исправить ситуацию и съездил на летнюю Олимпиадную школу МФТИ в Долгопрудный.
Впервые Олимпиадную школу провели на кампусе Физтеха пять лет назад, в 2013 году. Летний лагерь на базе студенческого городка был для России в новинку: такой формат серьёзно отличается от обычного учебного лагеря где-то на берегу моря. В Долгопрудном, в реальных учебных корпусах и общежитиях, школьники 7–11 классов переносятся в будущее — на две недели превращаются в студентов.

На самом деле, за волшебным превращением можно ехать не только сюда. Похожий лагерь открылся этим летом на площадке Казанского федерального университета, а в следующем году Олимпиадных школ станет ещё больше по всей России. А мы провели день в самой крупной из них — той, с которой всё начиналось.

Атмосфера как в Хогвартсе
Студенты, в которых превращаются участники Летней школы, несколько идеализированы: например, каждое утро они обязательно ходят на две пары (что студенты, как известно, делают не всегда). Но в остальном всё по-настоящему: живут в 17-этажной студенческой общаге, поют под гитару в одной из комнат, занимаются в учебных аудиториях и лабораториях МФТИ.

Школа напоминает Хогвартс — и не только тем, что расположена в стороне от большого города и добираются до неё чаще всего на поезде (точнее, на специальной Физтех.Электричке). Заурядным маглам путь сюда закрыт: чтобы попасть в волшебный мир, нужно за два-три месяца до начала смены осилить специальное онлайн-тестирование по физике, математике и другим предметам. Тому, кто недобрал баллов, сова не принесёт приглашение ни за какие деньги. Как правило, 3% поступивших — призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады, ещё 26% — призёры региональных олимпиад (и тем, и другим путёвка обходится гораздо дешевле). Кстати, Рону Уизли тоже сделали бы скидку — как мальчику из многодетной семьи.

Магических штук в Долгопрудном хватает — например, местная шаурма, которая по физтеховской легенде самая вкусная в мире. Правда, детям не положено её покупать. Так что вожатым иногда приходится изымать у детей «запрещёнку» и уничтожать самим. Кормят на школе полезной и сбалансированной едой, причём пять раз в день: завтрак, обед, полдник, ужин и так называемый «сонник» (обычно это кефир с каким-нибудь печеньем).

Главное приключение — задачи
— Распорядок дня у детей такой: зарядка, линейка, потом две пары. Сейчас как раз идёт вторая, — рассказывает основатель школы Алексей Малеев. — Утренние пары обязательные и зависят от того, какое учебное направление выбрал ребёнок. Самое популярное — математика плюс физика: одна пара математики, вторая физики. Бывают разные вариации: информатика плюс математика, робототехника плюс информатика, математика про, физика про, химия про (продвинутый уровень). На каждой паре ребятам задают в качестве домашки разные заковыристые задачи, и у них неделя (максимум) на решение. Потом они устно сдают их преподавателям и ассистентам. В конце мы выдаём сертификат с двумя оценками. Они зависят от того, сколько заданий человек решил на протяжении всей смены, и от заключительного зачёта.

Веселье, по словам вожатых, начинается в предпоследнюю ночь. Отбой переносят с 23.00 на 0.00: ученики носятся по лагерю и пытаются досдать эти самые задачи. А ночь, которая по идее должна быть королевской (после всех зачётов и закрытия), уже не такая хулиганская. Даже несмотря на дискотеку.

Поначалу очень жаль этих ребят: как можно забивать голову в свои законные каникулы? Но чем дольше находишься с ними рядом, тем яснее: дети настолько мотивированы учиться, что это даже немного пугает (и одновременно восхищает). Судите сами: помимо пар здесь проводят море развлекательных событий — футбол, волейбол, чемпионат по настолкам, «Что? Где? Когда?», квест «Форт Боярд», кинопоказы. Вожатые никого не заставляют во всём этом участвовать. Они просто рассказывают обо всех грядущих активностях в телеграм-канале и в группе во «Вконтакте». А дальше — личное дело каждого: заниматься спортом, участвовать в какой-нибудь игре или решать задачи. И многие, как оказалось, выбирают последнее.

Возьмите молодого преподавателя, который ещё ребёнком ездил на смены несколько лет подряд. Спросите его о самом невероятном приключении, которое он пережил здесь, когда был школьником. Он на полном серьёзе ответит: «Сомневаюсь, что это педагогично, но всё-таки: однажды я всю ночь до семи утра решал задачу. Потом оказалось, что я решал НЕ ТУ задачу. И мне было очень грустно». А нынешние ученики первым делом восторгаются робототехникой и тем, как они собирали синтезатор на микроконтроллере.

Оказывается, быть помешанным на учёбе и решении задач здесь совершенно нормально, даже модно. Преподаватели (из МФТИ, КФУ, МГУ им. М. В. Ломоносова, ВШЭ, вузов Бостона, Парижа, Эдинбурга и других) конечно, сыграли в этом не последнюю роль. Методист по физике Леонид Колдунов уверен, что Летняя школа лучше любых репетиторов: она даёт ребёнку сразу нескольких преподов по одному предмету. И каждый может научить чему-то своему.

— Сознание человека устроено подло: он посидит на физике, потом на математике, потом ещё на каком-нибудь интересном курсе — и через два дня уже забудет то, что ты ему рассказал. Пока он сам задачки не порешает, знание плотно не засядет у него в голове. Поэтому я делаю так, чтобы после занятия ребёнок вышел эмоциональным зарядом, захотел сесть и разобраться с задачей самостоятельно. У него должно осесть две вещи: «это легко» и «это интересно», — говорит Колдунов.

Сюда приезжают со всего мира
Этим летом на Физтехе организуют две смены подряд. На них попали почти 600 человек, причём не только из России и СНГ, но и из русской диаспоры западных стран. София Сергеева приехала из Великобритании на обе смены — и теперь как бабочка порхает по химической лаборатории в яркой кофте. Она считает, что в российском лагере уровень обучения гораздо выше, чем в её школе:
— У нас там с физикой не очень: она объединена с химией. Ещё и историю-географию-биологию преподают вместе. Это очень обидно. Я там считаюсь, наверное, самым классным математиком в школе (среди всех, включая старшие классы). А сюда приезжаю — и лекции для детей моего возраста даются мне не так уж легко. Тут очень любят доказывать вещи. В Англии ты спрашиваешь: «Почему так?» — и они такие: «Тебе надо это выучить, а потом поймёшь». Здесь настаивают, чтобы ты прежде всего осознал.

София жалуется, что она так и не нашла на этой смене мальчика, который приехал из США. Артемий Елисеев (директор смены) тут же узнаёт номер комнаты американца и передаёт ей. София благодарит и стремительно убегает по своим делам (она вечно чем-то занята).

Американца из штата Висконсин зовут Дима, здесь он живёт на девятом этаже общежития. Его соседи сидят на двухэтажных кроватях и встречают гостей фразочкой «Привет, это Навальный». Дима, кажется, не особо интересуется политикой. Ему просто нравится общаться с русскими людьми — это то, чего так не хватает за границей.

— Сначала не очень хотел ехать: думал, у меня будет слишком слабый уровень. Там я в десятом классе, а здесь только в девятом. В Америке биологию учат в девятом, химию в десятом, физику в одиннадцатом. Двенадцатый класс — усложнённый гибрид этих предметов. В России всё учат одновременно несколько лет и это, естественно, лучше. Следующим летом хочу вернуться на школу, — говорит он.

Здесь точно есть на что посмотреть
После обязательных пар, обеда и спорта начинаются факультативы (в 17:00). Они не требуют фундаментальных знаний заранее, их цель — обогатить кругозор. Ребёнок сам выбирает, что ему ближе: история домонгольской Руси, тайм-менеджмент, китайский язык или нейронные сети. Можно узнать любопытные факты о числах от Николая Непейводы (а заодно сразиться с ним в древнерусские шахматы). Кстати, лекции на школе читает и Назар Агаханов — тренер российской сборной школьников на международной олимпиаде по математике.

Но один из самых зрелищных факультативов — это «Физический фейерверк». Его ведёт Сергей Варламов, член редколлегии журнала «Квант» — почти все школьники, кто интересуется физикой, читали его статьи. И сейчас в аудитории натуральный аншлаг: ни одного свободного местечка. Своим появлением мы прерываем его тираду о том, что законы физики не принимаются большинством, в отличие от законов нашей страны в Госдуме.

— Так, внимание! Сейчас вас немного поснимает фотограф. Он говорит, что его не должно быть видно. Это значит, что он прозрачен. Все поняли? — спрашивает он. Аудитория одобрительно смеётся.

Преподаватель удовлетворённо возвращается к своему шоу. На столе бутылки, агрегат, похожий на ружьё, и куча другого разноцветного инвентаря. Он немного ругает ЕГЭ по физике, потом напоминает: в жизни, как и в физических задачах, нет готовых ответов. Решение всегда нужно изобретать самим, при этом лучше не ориентироваться на рядовые формулы из учебника. Тем временем, он уже взял в руки насос и начал качать воздух в пластиковую бутылку, целясь в своих слушателей.

— Когда бутылка полетит к вам, лучше прикройте головы и отбейте её руками. Хотя… в крайнем случае, ваши родители ещё кого-нибудь нарожают, — шутливо предупреждает Варламов. Бутылка с громким хлопком отрывается от насоса, летит в зрителей и действительно в кого-то попадает (впрочем, не причинив никакого вреда).

После этого физик устанавливает на стол мишень и вызывает двоих добровольцев, чтобы повторить опыт: мол, пусть юноша будет качать, а девушка — целиться.
— А можно мне моего юношу? — просит девушка. После того, как парочка сбивает пластиковую мишень со стола, все аплодируют и потом бурно обсуждают, откуда берётся энергия для полёта бутылки.

Учиться, путешествовать, не зависеть от государства
— Меня вдохновляет, что мы развиваем образование в России, — гордо говорит куратор учебного процесса Илья Мещерин. — К сожалению, в большинстве городов России просто нет компетентных людей, которые могут учить одарённых детей. И какой-нибудь чувак из Волчанска Свердловской области по-прежнему думает, что в МГУ люди поступают по блату. Он ещё верит, что в «элитных» вузах всё куплено. Я считаю, что для приезжих мы настоящий глоток воздуха. Они впервые видят настоящий кампус, крутых препов — всё то, о чём им не расскажут в школе. Потом загораются и начинают двигаться вперёд, развиваться. Важно, чтобы люди видели впереди что-то светлое и хорошее.
Основатель смены Алексей Малеев думает так же: в современном мире школьнику (как и любому взрослому) важно вырываться много путешествовать, знакомиться с единомышленниками. Именно поэтому важная цель Летней школы — расширяться в другие города России. Этим летом Алексей с коллегами впервые запустили лагерь на базе Казанского федерального университета (в нём участвуют 96 школьников), а теперь ведут переговоры с другими ведущими вузами страны — например, Сибирским федеральным университетом.

Сегодня проект работает на полной самоокупаемости. Это значит, что школа не зависит ни от государства, ни от крупных компаний. Впрочем, Mail.Ru как генеральный партнёр помогает Летней школе и деньгами, и содержанием. Например, на первую смену приезжал Сергей Марданов (директор компании по связям с университетами) и рассказывал о профессиях будущего в IT. Поддерживают школу и «Книжные проекты Дмитрия Зимина» — продолжатели «Библиотеки фонда „Династия“». Книжный развал для всех участников под конец смены — их рук дело: ребята могут подойти и забрать на память любую научно-популярную книжку, какая им понравится. Но отличников пускают первыми, так что выбор у них богаче.

Источник: https://mel.fm/mfti/7824019-summer_olympiad

Поделиться в социальных сетях: